Posted on 19 октября 2011Комментариев нет
Британские ученые взвесили тираннозавра и оценили скорость его роста

Король мезозойской эры, тираннозавр, легко достигал массы в 9 тонн, что на 30% больше предполагаемого веса этой рептилии, и к тому же эти ящеры наращивали мускулы «ударными» темпами — по 1,79 тонны за год, заявляют британские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

За последние несколько десятилетий ученые узнали многое об образе жизни и повадках «иконы» мезозойской эры — тираннозавра (Tyrannosaurus rex). Так, изучение черепа этого ящера подсказало палеонтологам, что они обладали прекрасным нюхом, и его челюсти могли легко дробить самые толстые кости. Пока не понятно, были ли эти ящеры «чистыми» хищниками или же в их диету могла входить не только свежая дичь, но и падаль.

Джон Хатчинсон (John Hutchinson) из Королевского ветеринарного колледжа в Лондоне (Великобритания) и его коллеги сделали виртуальные копии пяти скелетов тираннозавра из Филдсовского музея естественной истории в Чикаго (США) и нарастили на них «компьютерные» мускулы.

Авторы статьи использовали трехмерный лазерный сканер для «копирования» пространственного положения и объема каждой кости из скелетов ящеров. Как отмечают палеонтологи, возможные погрешности при переносе скелетов в виртуальную реальность не могли превысить 0,1%, что позволяет не беспокоиться об ошибках, которые обычно возникали при попытках «взвесить» динозавров менее высокотехнологичными методами.

Затем Хатчинсон и его коллеги попытались нарастить мясо на кости их подопечных. Неизвестно, насколько «мясистыми» были эти животные при жизни, и поэтому палеонтологи подготовили по три набора из всех частей тела — головы, шеи, туловища, ног и хвоста, с разной мускулистостью. Ученые «перемешали» эти наборы случайным образом и сравнили полученные модели тираннозавра между собой, а также с устройством современных «наследников» динозавров — птиц и крокодилов.

«Часть виртуальных тираннозавров оказалась дистрофиками, другая — чрезмерно тучными, но эти крайние случаи были необходимы для того, чтобы точно ограничить тот набор, который был возможен в реальной жизни. Главное преимущество такого подхода заключается в том, что мы не выбрали случайную модель и объявили ее истинным обликом тираннозавра, но подготовили набор возможных значений, которые имеют право на жизнь», — пояснил один из участников группы Карл Бейтс (Karl Bates) из Ливерпульского университета (Британия).

Ученые сравнили полученные модели и подсчитали их массу и другие физиометрические параметры. Оказалось, что тираннозавры были значительно тяжелее, чем предполагалось ранее — масса самого большого «короля» из коллекции музея, тираннозавра по кличке «Сью», увеличилась примерно на 30% — до девяти тонн.

«Можно считать, что девять тонн — это минимальная масса “Сью”, которую наши модели легко набирали даже при очень худосочном телосложении. В том случае, если грудная клетка настоящего ящера была несколько меньше той, которую мы воссоздали в музее, реальное количество мускулов покрыло бы эту разницу», — пояснил другой участник научного коллектива Питер Маковицки (Peter Makovicky) из Филдсовского музея естественной истории в Чикаго (США).

Палеонтологи полагают, что сравнительно небольшая масса тела других тираннозавров из музейной коллекции по сравнению со «Сью» говорит о том, что эти ящеры очень быстро росли.

«По нашим оценкам, тираннозавры увеличивали свою массу на 1,79 тонны за каждый год “детства” и “юности”, что в два раза больше предыдущих оценок», — пояснил Хатчинсон.

С другой стороны, тираннозавры расплачивались скоростью и ловкостью за свои огромные размеры и быстрый рост — максимальная скорость «Сью» не могла превышать 40 километров в час из-за относительно слабых мускулов на ногах рептилии.